Политика
Анастасия Зеленкова

Как Лукашенко «предельно честные» выборы проводил

В рамках проекта «20 лет правления Александра Лукашенко» мы решили вспомнить о выборах «без сучка и задоринки», которые все эти годы обещал белорусам глава государства.

“Нам не надо фальсифицировать выборы!” – “Мы эти выборы фальсифицировали”.

“Выборы пройдут без сучка и задоринки, по самым демократичным стандартам”. — “Как надо, так и посчитает... Я возглавлял комиссию «в детстве», я технологию всю знаю. Там что хотят, то и сделают”.

“Будет все очень честно и очень принципиально”.— “Все те на дыбы, кто за голосование отвечает: куда бюллетени девать? А куда хотите. Развернулся и пошел”.

Это не разговор двух непримиримых оппонентов от власти и оппозиции. Это цитаты из речей одного и того же человека. И как нетрудно догадаться, человека, который руководит Беларусью вот уже 20 лет, продлевая сроки своего правления посредством кампаний, которые почему-то называет “выборами”.

Справедливости ради заметим, что выборы в полном смысле этого слова в Беларуси все-таки были. Пусть и один раз – в 1994 году. Именно тогда к власти и пришел тот самый человек, которые все последующие годы обещал белорусам честные и справедливые выборы. И вот как это выглядело на практике.

На вторых в своей жизни выборах в 2001 году Лукашенко, по данным ЦИК, неожиданно для всех набрал аж 75,65% голосов — результат, как отметят политологи, “который не сулили даже самые грубые льстецы”. Именно тогда оппозиция впервые обвинила его в фальсификациях, для чего действительно имелось немало оснований. Правда, сам руководитель страны назвал свое переизбрание “элегантной победой”. Учитывая, чем заканчивались для его оппонентов последующие кампании, Александра Лукашенко образца 2001 года действительно можно назвать «элегантным джентльменом».

Попрактиковавшись на референдуме 2004 года, в кампанию 2006-гоЛукашенко въехал опытным организатором политических торжеств. Опережая обвинения своих политических оппонентов в фальсификациях, глава государства заговорил о них первый.

— Нам не надо фальсифицировать выборы. Мы наоборот делаем все, чтобы нас ни в коем случае не обвинили, даже случайно. Мы зарегистрировали всех, чуть ли не подписи за них собираем... Мы хотим, чтобы все желающие, кто хочет быть президентом, пошли на эти выборы, и народ сказал, кто будет президентом. Поэтому не думайте, что кто-то настроен, чтобы силой удерживать власть. Нам это не надо, — заявил Лукашенко журналистам накануне.

О том, как власть “чуть ли не подписи собирала” за оппозиционных кандидатов, могли бы подробнее рассказать те, кто оказался во время кампании за решеткой. А последовавшая после выборов зачистка, в результате которой сотни человек были на сутки отправлены по известным адресам, а кандидат Александр Козулин на пять лет на нары, отлично иллюстрировала, как Лукашенко “не настроен силой удерживать власть”.

Ту “победу” с результатом в 83% глава ЦИК Лидия Ермошина назвала “убедительной”, а еропейские политики “пирровой”, подкрепив сказанное санкциями.

Надо сказать, и те и другие очень удивились, когда через полгода ранее клявшийся в недопустимости каких-либо фальсификаций Лукашенко вдруг заявил, что сам же приказал сфальсифицировать результаты.

— Последние выборы мы сфальсифицировали, я уже западникам это говорил, — без тени неловкости заявил Александра Лукашенко на пресс-конференции для украинских журналистов 23 ноября 2006 года. — За президента Лукашенко проголосовало 93,5 процента. Говорят, это не европейский показатель. Мы сделали 86. Это, правда, было.

Примечательно, что за это время Лукашенко даже не усомнился в том, что «ляпнул» что-то не то — эту удивительную историю он позже повторит не в одном интервью. Например, такую версию о фальсификации выборов услышала в 2013 году от главы Беларуси Ксения Собчак:

— 90% — это же попахивает, как в Азии голосуют. Всё, договорились там, что 90% уже никак... То есть не будем звать людей, голосовать дополнительно, еще чего-то. Разные методы. Вот такой разговор состоялся. Все те на дыбы, кто за голосование отвечает: куда бюллетени девать? А куда хотите. Развернулся и пошел, — раскрыл подробности Александр Лукашенко, правда, не уточнив, о каких именно президентских выборах идет речь.

А еще между этими двумя заявлениями было такое признание:

— Вы что считаете, что я действительно фальсифицировал президентские выборы? Я вам клянусь самым дорогим и ценным, что у меня есть, я не фальсифицировал выборы, — заявил Лукашенко в декабре 2011-го.

Как раз незадолго до этого в 2010-м в стране прошли очередные выборы. Сегодня многие помнят тот «разгул демократии», который им предшествовал, и от которого, как после признавался сам Лукашенко, его аж «тошнило». Правда, не многие помнят, что стоимость такой «демократизации» оценивалась в 3 млрд евро, которые Евросоюз пообещал Лукашенко в обмен на «максимально свободные и прозрачные выборы». Счастливые и довольные министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский и глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле (тот самый, который потом будет назван «не то голубым, не то розовым») возвращались из Минска, неся радостную весть, что «Александр Лукашенко клятвенно пообещал нам, что выборы будут честными».

— И мы будем ловить его на слове, — радостно провозгласили дипломаты.

Да и сам Лукашенко во всеуслышание клялся провести безупречную с точки зрения демократических ценностей кампанию. Впрочем, имея столь большой опыт подобных обещаний, сделать это еще раз ему было не трудно.

— Хочу вас заверить в том, что выборы пройдут без сучка и задоринки. Как действующий президент хочу заверить вас, что выборы пройдут по самым демократичным стандартам... Легитимность выборов для нас важнее, чем для кого бы то ни было в мире. Мы заинтересованы в том, чтобы выборы прошли легитимно, и к нам не было никаких вопросов, — вновь пообещал Лукашенко и добавил, обращаясь к Гидо Ветервелле: — Даже голоса можете посчитать, если будет желание.

Чем закончились те выборы «без сучка и задоринки», думаю, помнят многие. Нашелся там и сучок, вернее большой сук в виде милицейской дубинки, и задоринка — в глазах молотившего мирных граждан спецназа. Более 700 человек были арестованы и осуждены. Пятеро из девяти соперников Лукашенко получили разные сроки за «организацию массовых беспорядков». Один из них, Николай Статкевич, до сих пор находится в тюрьме.

Тогда народная поддержка была оценена волшебниками из ЦИК в 79%. Надо ли говорить, что европейские дипломаты возможности посчитать голоса, как обещал Лукашенко, не получили? Хотя, скажем прямо, могли бы. В том же интервью Ксении Собчак для телеканала «Дождь» Лукашенко приоткрыл некоторые подробности этого процесса.

— Ну поставите вы в угол веб-камеру. Человек встал и считает эти голоса. Как надо, так и посчитает... Я возглавлял комиссию «в детстве», я технологию всю знаю. Посчитали, будто бы все нормально. Бюллетени приходят из участковых комиссий в районные. Там что хотят, то и сделают. И у нас, и в России, и где угодно, — поделился секретом успеха Лукашенко.

До следующей избирательной кампании больше года, а белорусы уже имеют свежие обещания «предельно честных выборов».

На встрече с руководителями СМИ в Беларуси, которая проходила 21 января, глава государства отметил, что предстоящие президентские выборы будут проходить «предельно честно решением большинства и с уважением к меньшинству».

— Будет все очень честно и очень принципиально. Только революций не надо, — попросил глава государства.

Что ж, белорусам остается только дождаться очередной кампании «без сучка и задоринки», чтобы еще раз убедится в искренности руководителя страны. Тем более что результат он уже огласил: «Дело не в том, изберете вы меня или нет, — где вы денетесь, изберете».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)